вторник, 15 июля 2014 г.

История балета

Говоря о танцах, даже современных, не могу не коснуться самого строгого, самого аристократичного его вида – балета.

Несмотря на то, что сейчас именно русские балерины с успехом гастролируют по всему миру, и на русский балет равняются все остальные, зародилось это искусство отнюдь не в России.


Первые следы балета прослеживаются в Италии 15 века. Тогда в стране было крайне мало хореографов, но о некоторых из них сведения все-таки дошли до нас. Так, Доменико ди Пьясенца, обучавший дворян танцам, в соавторстве с собственными учениками написал учебник «Про искусство танца и ведение танцев». В этой работе он впервые использовал слово «ballo» вместо привычного «danza», хотя они оба означают одно и то же – «танец». После выхода книги танцы ди Пьясенца стали называть «balleti». Вполне вероятно, что знакомое нам всем слово «балет» берет свое начало именно отсюда.


Когда итальянка Екатерина Медичи, аристократка, питавшая огромную любовь к искусству, стала супругой наследника престола Франции Генриха II, она сумела заинтересовать танцами и французское высшее сообщество. Медичи стала первым спонсором балетов – спектаклей, которые сочинялись на темы древних мифов.

Предположительно, первым традиционным балетом можно назвать постановку Балтазара де Божойе, балетную драму Ballet Comique de la Reine, весьма продолжительное по времени действо. Представление шло с 22 часов до 3. Время объясняется тем, что в балет включались и разговоры, а также элементы драмы.
Впрочем, разговорному жанру в балете надолго прижиться не удалось, уже в ближайшие полвека танец остался единственной составляющей этого явления, а выступления теперь проходили не только при дворе, но и в театрах, и на них действительно шли зрители, отдавая деньги за билеты.
В 1588 году выпускается первая французская книга, посвященная танцам, в которой также описывается выворотность. Автор издания – Туано Арбо.


Выделение балета в отдельный вид искусства можно смело приписывать в заслуги Людовику 14-му, который проявлял к танцам неподдельный интерес. Кардинал Мазарини, имевший на короля влияние, помог приехать из Италии композитору Джованни Батисту Люлли, который также был постановщиком балета. Люлли смело включал в постановки и короля, который неплохо танцевал. Именно благодаря этому у Людовика и появилось имя «Короля-солнце», по роли в балете Le Ballet de la Nuit.
В 1661 Людовик открывает Королевскую Академию танца, первую в мире балетную школу, руководил там, разумеется, Люлли.


Еще 20 лет до балета допускались только мужчины, а в 1681 году в постановке приняли участие сразу четыре дамы, имя одной из которых нам известно – Милле Ла Фонтен.
Постепенно именно танцевальная составляющая вышла на первое место, музыка отошла на второй план. В целях повышения зрелищности танцы стали длиннее, а костюмы танцовщиц – короче и откровеннее.
Разные взгляды постановщиков балета привели к тому, что этот вид искусства разделился на три течения – серьезный, комический и полу-характерный. В серьезных же операх балет играл роль связок между действиями.


Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин.

5 комментариев:

  1. Спасибо, Леонид Леонидович Левин, а вторая часть будет?

    ОтветитьУдалить
  2. А какой балет лучший, по вашему мнению?

    ОтветитьУдалить
  3. Не люблю балет. На мой вкус, слишком много с ним носятся, пора осовременить.

    ОтветитьУдалить
  4. Леонид Левин, а какие лишения? Балерины крайне быстро привыкают к такому образу жизни.

    ОтветитьУдалить
  5. Разве стоит балет всех диет и разбитых ног, а также бесконечных травм? Его даже не все хоть раз в жизни смотрели!

    ОтветитьУдалить