вторник, 15 июля 2014 г.

История балета. Часть вторая.

Давайте продолжим разговор о самом аристократичном, консервативном и закрытом мире танца, о балете. В 18 веке балет начал превращаться из простого танца в искусство. В 1713 году в Парижской опере открылась собственная школа балета, в которой велось преподавание на основе учебника Рауля Ожера Фейё. В 1725 году вышла еще одна книга, «Мастер Танцев» авторства Пьера Рамо, в которой впервые описываются канонические пять позиций ног. 

Постепенно начинается разделение акцентов – во Франции балет считался элегантным и аристократичным танцем, а в Италии упор делался на акробатичность движений. Ближе к середине века усиливается роль женщины в балете, так как до сих пор она была лишь второстепенная. Появляются впечатляющие прыжки, которые сначала делают только мужчины, но недолго.
Особых успехов добивается балерина Франсуаза Превост, которая заводит нескольких учениц и даже ставит собственный балет «Герои танца», который имеет успех. Участвуют в нем две ее ученицы - Мари Салле и Мари-Энн де Купи де Камарго.



Камарго прославилась чистотой и техникой танца, а Салле стала известна, как танцовщица, способная передать характер и эмоции через движение. Именно она способствовала появлению парного танца в балете. Кстати, этим двум балеринам можно вынести благодарность за укорочение балетных юбок. Правда, это довольно смело сказано, ведь все равно они были чуть выше щиколоток, да и то, приходилось под них поддевать специальные кальсоны, которые должны были уберечь публику от лицезрения «лишнего».
Примерно в тоже время выворотность, то есть, разворот ног практически на 180 градусов, становится непременным требованием ко всем танцорам.


В 1738 году балет окончательно поселяется в России, когда Жан-Батист Ланде открывает Императорскую Балетную Школу в Санкт-Петербурге. Это вторая по возрасту балетная академия в мире, сейчас известная нам как Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.


Примерно с того же времени интерес к балету появляется и в Англии. Британский хореограф Джон Уивер создает «балет действия», в нем совершенно отсутствуют слова. Он ставит особый балет «Любовь Марса и Венеры», в котором, наряду с танцором Луи Дюпре и первой английской балериной Эстер Сантлоу, участвует и сам. Постановка не произвела фурор, но оказаться забытой после смерти автора ей не дали два хореографа – Гаспаро Анджолини и Жан-Жорж Новерр, использовавшие идею балета-действия уже в своих постановках. Новерр позже публикует свою книгу о теории танца «Письма о танце и балетах», где рассказывает как раз о постановке балета-действия. И в течение последующего века именно на это издание опираются при усовершенствовании технических норм балета, способствуя его превращению в академическое и драматическое искусство. Новерр сделал ставку на пантомиму и не прогадал.


Балет до 19 века продолжает соседствовать с оперой, так как именно оперные театры, как грибы после дождя, начали появляться по всей Европе, давая работу как певцам и актерам, так и танцорам. Правда, женщинам еще не удается выйти на первый план. Отчасти, виновата в этом мода тех времен, так как кринолины и громадные парики были совершенно не приспособлены для танца. 


Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин.

5 комментариев:

  1. Леонид Левин, а когда женщины стали играть первую скрипку?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, интересно! Думала, что балет с самого начала был таким же строгим.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, балет бы в свое время мог подвергнуться осуждению со стороны церкви? Ведь это явно не такого рода развлечение. Интересует ваше мнение, Леонид Леонидович Левин.

    ОтветитьУдалить
  4. Подозреваю, что женщины были отчаянно смелыми, раз бунтовали из-за длины юбок.

    ОтветитьУдалить
  5. А когда же пачки современные появились?

    ОтветитьУдалить