Давайте продолжим разговор о самом аристократичном, консервативном и закрытом мире танца, о балете. В 18 веке балет начал превращаться из простого танца в искусство. В 1713 году в Парижской опере открылась собственная школа балета, в которой велось преподавание на основе учебника Рауля Ожера Фейё. В 1725 году вышла еще одна книга, «Мастер Танцев» авторства Пьера Рамо, в которой впервые описываются канонические пять позиций ног.
Постепенно начинается разделение акцентов – во Франции балет считался элегантным и аристократичным танцем, а в Италии упор делался на акробатичность движений. Ближе к середине века усиливается роль женщины в балете, так как до сих пор она была лишь второстепенная. Появляются впечатляющие прыжки, которые сначала делают только мужчины, но недолго.
Особых успехов добивается балерина Франсуаза Превост, которая заводит нескольких учениц и даже ставит собственный балет «Герои танца», который имеет успех. Участвуют в нем две ее ученицы - Мари Салле и Мари-Энн де Купи де Камарго.
Камарго прославилась чистотой и техникой танца, а Салле стала известна, как танцовщица, способная передать характер и эмоции через движение. Именно она способствовала появлению парного танца в балете. Кстати, этим двум балеринам можно вынести благодарность за укорочение балетных юбок. Правда, это довольно смело сказано, ведь все равно они были чуть выше щиколоток, да и то, приходилось под них поддевать специальные кальсоны, которые должны были уберечь публику от лицезрения «лишнего».
Примерно в тоже время выворотность, то есть, разворот ног практически на 180 градусов, становится непременным требованием ко всем танцорам.
В 1738 году балет окончательно поселяется в России, когда Жан-Батист Ланде открывает Императорскую Балетную Школу в Санкт-Петербурге. Это вторая по возрасту балетная академия в мире, сейчас известная нам как Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.
Примерно с того же времени интерес к балету появляется и в Англии. Британский хореограф Джон Уивер создает «балет действия», в нем совершенно отсутствуют слова. Он ставит особый балет «Любовь Марса и Венеры», в котором, наряду с танцором Луи Дюпре и первой английской балериной Эстер Сантлоу, участвует и сам. Постановка не произвела фурор, но оказаться забытой после смерти автора ей не дали два хореографа – Гаспаро Анджолини и Жан-Жорж Новерр, использовавшие идею балета-действия уже в своих постановках. Новерр позже публикует свою книгу о теории танца «Письма о танце и балетах», где рассказывает как раз о постановке балета-действия. И в течение последующего века именно на это издание опираются при усовершенствовании технических норм балета, способствуя его превращению в академическое и драматическое искусство. Новерр сделал ставку на пантомиму и не прогадал.
Балет до 19 века продолжает соседствовать с оперой, так как именно оперные театры, как грибы после дождя, начали появляться по всей Европе, давая работу как певцам и актерам, так и танцорам. Правда, женщинам еще не удается выйти на первый план. Отчасти, виновата в этом мода тех времен, так как кринолины и громадные парики были совершенно не приспособлены для танца.
Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин.
Постепенно начинается разделение акцентов – во Франции балет считался элегантным и аристократичным танцем, а в Италии упор делался на акробатичность движений. Ближе к середине века усиливается роль женщины в балете, так как до сих пор она была лишь второстепенная. Появляются впечатляющие прыжки, которые сначала делают только мужчины, но недолго.
Особых успехов добивается балерина Франсуаза Превост, которая заводит нескольких учениц и даже ставит собственный балет «Герои танца», который имеет успех. Участвуют в нем две ее ученицы - Мари Салле и Мари-Энн де Купи де Камарго.
Камарго прославилась чистотой и техникой танца, а Салле стала известна, как танцовщица, способная передать характер и эмоции через движение. Именно она способствовала появлению парного танца в балете. Кстати, этим двум балеринам можно вынести благодарность за укорочение балетных юбок. Правда, это довольно смело сказано, ведь все равно они были чуть выше щиколоток, да и то, приходилось под них поддевать специальные кальсоны, которые должны были уберечь публику от лицезрения «лишнего».
Примерно в тоже время выворотность, то есть, разворот ног практически на 180 градусов, становится непременным требованием ко всем танцорам.
В 1738 году балет окончательно поселяется в России, когда Жан-Батист Ланде открывает Императорскую Балетную Школу в Санкт-Петербурге. Это вторая по возрасту балетная академия в мире, сейчас известная нам как Академия русского балета им. А. Я. Вагановой.
Примерно с того же времени интерес к балету появляется и в Англии. Британский хореограф Джон Уивер создает «балет действия», в нем совершенно отсутствуют слова. Он ставит особый балет «Любовь Марса и Венеры», в котором, наряду с танцором Луи Дюпре и первой английской балериной Эстер Сантлоу, участвует и сам. Постановка не произвела фурор, но оказаться забытой после смерти автора ей не дали два хореографа – Гаспаро Анджолини и Жан-Жорж Новерр, использовавшие идею балета-действия уже в своих постановках. Новерр позже публикует свою книгу о теории танца «Письма о танце и балетах», где рассказывает как раз о постановке балета-действия. И в течение последующего века именно на это издание опираются при усовершенствовании технических норм балета, способствуя его превращению в академическое и драматическое искусство. Новерр сделал ставку на пантомиму и не прогадал.
Балет до 19 века продолжает соседствовать с оперой, так как именно оперные театры, как грибы после дождя, начали появляться по всей Европе, давая работу как певцам и актерам, так и танцорам. Правда, женщинам еще не удается выйти на первый план. Отчасти, виновата в этом мода тех времен, так как кринолины и громадные парики были совершенно не приспособлены для танца.
Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин.
Леонид Левин, а когда женщины стали играть первую скрипку?
ОтветитьУдалитьСпасибо, интересно! Думала, что балет с самого начала был таким же строгим.
ОтветитьУдалитьИнтересно, балет бы в свое время мог подвергнуться осуждению со стороны церкви? Ведь это явно не такого рода развлечение. Интересует ваше мнение, Леонид Леонидович Левин.
ОтветитьУдалитьПодозреваю, что женщины были отчаянно смелыми, раз бунтовали из-за длины юбок.
ОтветитьУдалитьА когда же пачки современные появились?
ОтветитьУдалить