пятница, 8 августа 2014 г.

История балета. Часть третья

Леонид Левин


Параллельно с Великой французской революцией произошла и революция в балетных костюмах. Теперь они стали легкими и парящими, с вырезом, а также сменилась обувь, она стала мягкой, гибкой, а каблук безвозвратно ушел в прошлое. Мужчины начали носить обтягивающие трико до колен и чулки, фигуры потихоньку приобретали очертания, не маскируясь более в балахонах. Так становилось даже легче выполнять некоторые пируэты, в связи с чем балетная техника начала постепенно усложняться. Этот период называют предромантической эпохой балета. Именно в это время начали танцевать на кончиках пальцев ног. Самое раннее изображение балерины в таком движении, Фанни Бьяс, датировано 1821 годом. Но первой танцовщицей многие признают Марию Тальони, итальянку. По мнению исследователей, она так танцевала с 18 лет, и именно она превратила такой танец из трюка в искусство. В 1828 году она дебютировала в Парижской опере.

В 19 веке состоялся переход к романтическому балету, более легкому, воздушному и свободному, на контрасте с формализмом и жесткой индустриализацией. У балерин появились легкие, невесомые костюмы, а сценарии стали носить фольклорный характер. За них начали браться профессиональные либреттисты. Появились пуанты, практически в том виде, в котором и используются сейчас, да и техника тех времен несильно отличается от современной.

Невероятное влияние на дальнейшее развитие балета оказала постановка «Сильфида», продемонстрированная публике в 1832 году. Танцевала главную роль Мария Тальони, а постановщиком был ее отец. Во-первых, балет дал новый толчок развитию тем и техники, а во-вторых, костюм Тальони был выполнен в форме колокола с корсажем из китового уса, на основе которого уже через 50 лет была сконструирована нынешняя балетная пачка. Кстати, посмотреть этот балет можно и в наши дни.

Еще один «ветеран», дошедший до нас – «Жизель», где уже полноценно использовались юбки из «Сильфиды», а в балете появился мистический характер. По мере развития техники танца на кончиках пальцев женщины вышли на первый план, а вот мужчинам это давалось с трудом. В то время имена мужчин-танцоров можно было встретить на афишах крайне редко. В России, а также в Дании балет получил поддержку монархических дворов, а мужчины пока еще практиковались вместе с женщинами.

Говоря о балете, нельзя не упомянуть и Россию, так как именно наша школа балета сейчас считается самой влиятельной. Наша традиция балета высоко ценится во всем мире. И еще неизвестно, что с ним было бы, если бы не наша страна, так как во второй половине 19 века во Франции интерес к нему явственно начал снижаться. В Россию направилось много французских танцоров, еще до того, как у нас появились свои собственные звезды. Так, у нас преподавал Кристиан Йоханссон, который в свое время сопровождал в поездке к нам Марию Тальони, и не захотел уезжать.

Знаменитая «Жизель» впервые была показана в России всего через год после премьеры в Париже, а главная роль досталась Елене Андреяновой. А окончание истории уже русского балета – в следующий раз!

Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин

5 комментариев:

  1. Я-то думала, именно мы и были родоначальниками балета!

    ОтветитьУдалить
  2. О, Леонид Левин, наконец, русский балет начался, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Ничего себе, как-то я упустила, что раньше о пуантах ни слова. А они только-только появились под конец.

    ОтветитьУдалить
  4. Леонид Леонидович Левин, а когда мужчины снова стали блистать в балете?

    ОтветитьУдалить
  5. Балетный костюм, я так понимаю, сейчас уже особо не развивается.

    ОтветитьУдалить