среда, 20 августа 2014 г.

Легенда балета

Леонид Левин
Раз уж мы заговорили о балете, не могу не упомянуть отечественную легенду, которая до сих пор являет собой идеал балерины, держит себя в форме и остается кумиром для многих. Конечно, это она – Майя Плисецкая.

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 в Москве. Отец - Плисецкий Михаил Эммануилович, мать - Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая, репрессированы в 30-годы. Отец балерины был расстрелян, мама сослана в Казахстан. Балерину и ее брата воспитывали тетя и дядя, известные танцовщики Большого театра, Суламифь и Асаф Мессереры. В начале 40-х они поспособствовали смягчению приговора Рахили Михайловны, благодаря чему она смогла вернуться в Москву.
 

В 1934 году Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище, закончила его в 1943. За год до окончания она станцевала миниатюру Михаила Фокина «Умирающий лебедь», которая и прославила ее на весь мир. По окончании училища она была принята в труппу большого театра и попала под крыло Агриппины Вагановой, которую Плисецкая позже назовет своим лучшим педагогом.

Довольно быстро из кордебалета Плисецкую стали выделять и давать ведущие партии примы. Первая – фея Осени в «Золушке» в 1945 году. Затем были Одетта и Одилия в «Лебедином озере», Зарема в «Бахчисарайском фонтане». Майя Плисецкая танцевала во всех трех постановках «Спартака» Арама Хачатуряна, в балетах «Раймонда» Александра Глазунова, «Жизель» Адольфа Шарля Адана, «Спящая красавица» Чайковского, «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина, ее мужа.

Несмотря на очевидный выдающийся талант, нельзя сказать, что Плисецкой удавалось все. Так, ее не выпустили на первые гастроли Большого за рубежом, в Англию, куда отправилась вся основная труппа. При этом в Москве Плисецкая выступала блестяще, развенчивая легенду о болезни. За такое неповиновение на 6 лет она стала невыездной и даже получила обвинение в шпионаже. К счастью, до репрессий дело не дошло, а в 1959 году балерина получила звание народной артистки СССР.

Плисецкую можно называть новатором, именно она стала в 60-е исполнять не только классику, но и что-то современное. В историю вошла «Кармен-сюита», поставленная в апреле 1967 года Альберто Алонсо специально для нее. До сих пор эта постановка считается легендарной, знаковой для всего балета.

В 1972 году Майя Михайловна выступила в роли балерины, а также попробовала свои силы в постановке «Анны Карениной», в 1980-м она в качестве хореографа работала на балете Щедрина «Чайка». С 1983 года по 1984 Плисецкая была худруком балета Римской оперы, показала там, в том числе, «Айседору» и «Федру». До 1990 года Плисецкая, в основном, работала в Испании, руководила балетной труппой «Театро лирико насиональ».
Последнее выступление великой балерины в Большом театре состоялось 4 января 1990 года, в постановке «Дама с собачкой». Из-за разногласий с руководством театра, в том числе с худруком Юрием Григоровичем, Плисецкая ушла из Большого.
Свою жизнь великая балерина связала с композитором Родионом Щедриным, выйдя за него замуж в октябре 1958 года. В 2008 году пара отметила золотую свадьбу и по сей день счастлива.

Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин

5 комментариев:

  1. Да, Плисецкая - идеал не только балерины, но и женщины для многих.

    ОтветитьУдалить
  2. Леонид Левин, Плисецкая же еще в кино снималась, если я ничего не путаю?

    ОтветитьУдалить
  3. Ох, вот она - пример того, как сочетается талант и работоспособность, чего можно добиться!

    ОтветитьУдалить
  4. Красавица и умница, по всем параметрам.

    ОтветитьУдалить
  5. Леонид Леонидович Левин, интересно очень было. А про современных будете писать?

    ОтветитьУдалить