четверг, 30 октября 2014 г.

Барышников. Продолжение


Итак, Барышников уехал на Запад. Произошло это не просто так, не от скуки, а от явного несоответствия творческих планов самого Барышникова общей «политике партии». Он встречался не только с непониманием со стороны творческого коллектива, но и с препятствиями, которые устраивали танцору чиновники, что было весьма распространено в то время. К сожалению, рамки, в которые власть стремилась загнать всех без разбору, категорически не соответствовали тому, как хотел и мог жить и творить Барышников. Ни творческую, ни личную свободу он получить здесь не мог.



Ярким примером тому служит история с Роланом Пети, одним из величайших хореографов прошлого века. Он обратился с театром имени Кирова с предложением постановки балета для Барышникова, но получил отказ. Кажется – безумие, но такова была в то время политика руководства, и не только театра.
Все эти действия привели к тому, что во время гастролей 1974 года в Канаде Барышников принял решение остаться. Несмотря на то, что на родине его мало, что устраивало, а перспективы были не столь однозначны, артист, по признанию друга, Александра Минца, очень долго сомневался в правильности принятого решения и никак не мог перейти к активным действиям. Вероятно, он до последнего ожидал какого-то знака, хотя бы намека на улучшение. Этого не произошло и Канада с удовольствием предоставила политическое убежище звезде такого масштаба.

Тяжесть принятия решения обусловлена была еще и тем, что пришлось единомоментно порвать все отношения с прошлой жизнью, и не только с друзьями. У Барышникова в СССР осталась гражданская супруга, Татьяна Кольцова, которая также входила в труппу Театра имени Кирова. Барышников достаточно долго не мог оправиться от потери, пусть и не трагической, и достаточно долго не мог прийти в себя.


Отъезд такого таланта не прошел незамеченным для публики, хотя внешне было не принято скучать по сбежавшим. Но Барышникова здесь определенно не хватало.
Первое выступление в Америке у Барышникова состоялось 27 июля 1974 года, вместе с Натальей Макаровой он танцевал «Жизель» в «Метрополитен опера». Примечательно, что Макарова «сбежала» из СССР несколькими годами ранее, в 1970-м. Теплоту приема наглядно демонстрирует тот факт, что Барышникова 24 раза вызывали на бис, а публика не прекращая скандировала «Миша!».
На Западе Барышникову, наконец, удалось посотрудничать с Роланом Пети, а также поставить собственную версию «Щелкунчика».


В 1988 году состоялось возвращение Барышникова, он получил приглашение возглавить АБТ. Как худрук и солист, он провел в театре 9 лет, но ушел из него, устав постоянно согласовывать творческие планы с советом директоров. Покинув театр, Барышников завершил свою карьеру танцора.


Михаил Барышников не чурался и кинокарьеры, имеет даже номинацию на «Оскар» за фильм 1977 года «Поворотный момент». Также имеет номинации на «Эмми», «Тони» и специальную премию критиков драматического театра «Drama Critics Award». Был удостоен премии «Kennedy Center Honor» и «National Medal of Arts» в 2000 году.


(с) Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Леонидович Левин.

6 комментариев:

  1. В детстве именно из-за Барышникова упросила отдать меня в балет. Сломалась, правда, от нагрузок.

    ОтветитьУдалить
  2. Жаль, что не удержали. Кто знает, как бы сейчас развивался наш балет.

    ОтветитьУдалить
  3. Леонид Леонидович, а Барышников после развала СССР не выражал желания вернуться на Родину?

    ОтветитьУдалить
  4. Ничего удивительного в том, что он остался на Западе. Там его оценили.

    ОтветитьУдалить
  5. Леонид Леонидович Левин, у Барышников сейчас есть своя танцевальная школа?

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, Леонид Левин, в сериале он обалденный!

    ОтветитьУдалить