Об одном великом русском танцоре, Михаиле Барышникове, мы с
вами уже говорили. Сегодня хочу начать повествование о не менее, а то и более
знаковом для танца человеке – Рудольфе Нурееве. Отмечу, что иногда допускается
написание «Нуриев», но правильный вариант – именно «Нуреев».
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что Нуреев
произвел фурор, революцию в балете, перевернул его восприятие с ног на голову,
заставил миллионы людей всем сердцем полюбить это искусство, даже если раньше о
нем не подозревали.
Популярность его возросла и благодаря актерской
деятельности, так как фильмография Нуреева тоже достаточно внушительна. Нуреев
жил танцем, выступал постоянно, колесил
по миру и без устали дарил всем высокое искусство танца. Танцевал он каждый
раз, как последний, поэтому зрители выходили с его выступлений потрясенные до
глубины души. Нуреев, как человек широчайшего таланта, был не только танцором,
но и хореографом, режиссером, директором. Он ставил свои танцы и помогал
другим, воплощал на сцене настоящее действо. Хочу добавить, что Рудольф Нуреев
– прекрасная демонстрация того, что при наличии должного желания и стараний,
можно добиться всего и в корне изменить свою судьбу.
Нуреев рос в большой семье, помимо него у родителей было еще
три дочери. Любопытно, что мальчик родился в тот момент, когда его мама с
дочками ехала к мужу в поезде. И, хотя официальная дата его рождения – 17 марта
1938 года, фактически он родился на пару дней раньше, но зарегистрировать
рождение смогли только по приезду.
Семья танцора, после эвакуации из Москвы в военное время,
жила в Уфе. Надо сказать, что столица Башкирии не предоставляла тогда хоть
сколько-нибудь комфортных условий для жизни и развития. Сам танцор во взрослом
возрасте вспоминал, что питались тогда скудно и мало, основным блюдом на столе
была вареная картошка. Дом был холодный, у мальчика был хронический насморк в
течение очень длинной зимы. Семья находилась за чертой бедности, из-за этого в
школе над Нуреевым откровенно издевались: у него не было своей обуви, а также иногда
ему приходилось носить одежду его сестры.
Решение связать свою жизнь с танцем Нуреев принял еще в
детстве. Его мама, Фарида Нуреева, смогла раздобыть один билет на балет «Песнь
Аистов» в канун Нового года – 1945. По единственному билету женщина смогла провести
на спектакль всех детей. Восхитившись пластикой Зайтуны Назретдиновой, которая
исполняла главную роль в балете, Рудольф и решил пойти по ее стопам.
Решил – и сделал. Нуреев начал принимать активное участие во
всех школьных постановках, а также в пионерских кружках. Юный талант был
замечен, руководители студий посоветовали учительнице балета Анне Удельцовой
заняться Нуреевым, а уже через полгода он был направлен к Елене Вайтович. Надо
сказать, что обе дамы не только учили мальчика, но и рассказывали об истории
балета, доносили до него мысль, что балет – не только техничные движения, но и
невероятная доля артистизма. Эти же учительницы убедили Нуреева попробовать
свои силы и поступить в Ленинградскую балетную школу, которую сами и окончили. (с)Танцуйте,
будьте в ритме! Ваш Леонид Левин
Спасибо, Леонид Левин, что вспомнили о нем!
ОтветитьУдалитьЯ думала, о нем напишут раньше, чем о Барышникове.
ОтветитьУдалитьВот это - бунтарь настоящий, а не Волочкова ваша.
ОтветитьУдалитьВам не кажется, Леонид Леонидович, что на него до боли похож Полунин?
ОтветитьУдалитьСейчас таких имен уже нет...
ОтветитьУдалитьЛеонид Леонидович Левин, а опасную тему его биографии затронете?
ОтветитьУдалить