четверг, 19 марта 2015 г.

Душа балета

Об одном великом русском танцоре, Михаиле Барышникове, мы с вами уже говорили. Сегодня хочу начать повествование о не менее, а то и более знаковом для танца человеке – Рудольфе Нурееве. Отмечу, что иногда допускается написание «Нуриев», но правильный вариант – именно «Нуреев».
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что Нуреев произвел фурор, революцию в балете, перевернул его восприятие с ног на голову, заставил миллионы людей всем сердцем полюбить это искусство, даже если раньше о нем не подозревали.
Популярность его возросла и благодаря актерской деятельности, так как фильмография Нуреева тоже достаточно внушительна. Нуреев жил танцем,  выступал постоянно, колесил по миру и без устали дарил всем высокое искусство танца. Танцевал он каждый раз, как последний, поэтому зрители выходили с его выступлений потрясенные до глубины души. Нуреев, как человек широчайшего таланта, был не только танцором, но и хореографом, режиссером, директором. Он ставил свои танцы и помогал другим, воплощал на сцене настоящее действо. Хочу добавить, что Рудольф Нуреев – прекрасная демонстрация того, что при наличии должного желания и стараний, можно добиться всего и в корне изменить свою судьбу.
Нуреев рос в большой семье, помимо него у родителей было еще три дочери. Любопытно, что мальчик родился в тот момент, когда его мама с дочками ехала к мужу в поезде. И, хотя официальная дата его рождения – 17 марта 1938 года, фактически он родился на пару дней раньше, но зарегистрировать рождение смогли только по приезду.
Семья танцора, после эвакуации из Москвы в военное время, жила в Уфе. Надо сказать, что столица Башкирии не предоставляла тогда хоть сколько-нибудь комфортных условий для жизни и развития. Сам танцор во взрослом возрасте вспоминал, что питались тогда скудно и мало, основным блюдом на столе была вареная картошка. Дом был холодный, у мальчика был хронический насморк в течение очень длинной зимы. Семья находилась за чертой бедности, из-за этого в школе над Нуреевым откровенно издевались: у него не было своей обуви, а также иногда ему приходилось носить одежду его сестры.
Решение связать свою жизнь с танцем Нуреев принял еще в детстве. Его мама, Фарида Нуреева, смогла раздобыть один билет на балет «Песнь Аистов» в канун Нового года – 1945. По единственному билету женщина смогла провести на спектакль всех детей. Восхитившись пластикой Зайтуны Назретдиновой, которая исполняла главную роль в балете, Рудольф и решил пойти по ее стопам.

Решил – и сделал. Нуреев начал принимать активное участие во всех школьных постановках, а также в пионерских кружках. Юный талант был замечен, руководители студий посоветовали учительнице балета Анне Удельцовой заняться Нуреевым, а уже через полгода он был направлен к Елене Вайтович. Надо сказать, что обе дамы не только учили мальчика, но и рассказывали об истории балета, доносили до него мысль, что балет – не только техничные движения, но и невероятная доля артистизма. Эти же учительницы убедили Нуреева попробовать свои силы и поступить в Ленинградскую балетную школу, которую сами и окончили. (с)Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин

6 комментариев:

  1. Спасибо, Леонид Левин, что вспомнили о нем!

    ОтветитьУдалить
  2. Я думала, о нем напишут раньше, чем о Барышникове.

    ОтветитьУдалить
  3. Вот это - бунтарь настоящий, а не Волочкова ваша.

    ОтветитьУдалить
  4. Вам не кажется, Леонид Леонидович, что на него до боли похож Полунин?

    ОтветитьУдалить
  5. Сейчас таких имен уже нет...

    ОтветитьУдалить
  6. Леонид Леонидович Левин, а опасную тему его биографии затронете?

    ОтветитьУдалить