Обратим взоры в сторону ближайших соседей и вспомним такой
танец, как гопак. Он же народный украинский танец, который иногда еще называют
боевым. В отличие от предыдущих героев
моих постов, гопак куда более старый танец, возник он где-то между 16 и 18
веками в Запорожье. Разумеется, исполнялся он сугубо мужчинами, так как
публичные женские выступления особо не приветствовались, да и виданное ли дело –
бабе победный танец танцевать? Шутки шутками, а женская роль в обществе тогда
была невысока, отсюда и исполнители чисто мужского пола.
Гопак нередко сравнивают с капоэйрой, если кто забыл, это
смесь боевого искусства и танца родом из Бразилии. Кто-то видит и намеки на
кун-фу, где также немало связок между боевыми приемами, а если последнюю часть
и вовсе исключить, то останется как раз довольно приудливый танец.
Как вы уже поняли, многие танцы оказались в периоде застоя
на рубеже 19 и 20 веков, оно и понятно, миру требовалось осознать, куда ему
теперь двигаться.
Второе дыхание гопак получил ближе к середине прошлого века
благодаря П.В. Вирскому, который создал популярный ансамбль народного танца
Украинской ССР и руководил им с 1955 по 1975 годы. Именно Вирский поставил
гопак в том виде, в котором мы и сейчас его видим во время выступлений
национальных танцевальных групп.
Гопак – танец для активный, на протяжении всего действа
танцоры должны быть активны, постоянно в движении, ни секунды отдыха. Чем
больше трюков и желания продемонстрировать силу – тем лучше. Лирическая часть в
танце подключаются, если в нем принимают участие и девушки, которые как бы
подталкивают танцоров ко все более активной демонстрации силы и ловкости.
Наиболее популярные элементы гопака – «паучок» и «разножка».
Отмечу, что только хорошо физически развитый человек мог
полностью овладеть всеми элементам гопака. Казаков начинали с детства учить
этому танцу, а потому, к моменту начала военной службы они являлись превосходно
готовыми солдатами, знающими множество боевых приемов. Если гопак разложить на
множество элементов, то именно боевые действия мы и получим. По этой причине некоторые специалисты
предпочитают называть гопак в первую очередь боевой системой. Я же стараюсь
все-таки отделять танец гопак от боя, так как отдельное боевое искусство есть и
носит соответствующее название «боевой гопак». А вот воедино все смешивать не
стоит. В Запорожской сечи были отдельные школы, где боевой гопак преподавался
как отдельный предмет, хотя такое название он получил лишь в конце 20-го века.
Костюмы для этого танца довольно традиционны – это красные
шаровары, остроконечные сапоги, пояс-кушак
и сорочка с вышивкой. Отмечу, что это практически полное повторение
костюма казачества тех времен. Соответственно, и женские костюмы для танца
также являются историческими традиционными. (с) Танцуйте, будьте в ритме! Ваш
Леонид Левин
Странный танец, просто прыжки и кувырки. Неинтересный
ОтветитьУдалитьСто лет его нигде не видел...
ОтветитьУдалить