пятница, 24 июля 2015 г.

Развеселый гопак


Обратим взоры в сторону ближайших соседей и вспомним такой танец, как гопак. Он же народный украинский танец, который иногда еще называют боевым.  В отличие от предыдущих героев моих постов, гопак куда более старый танец, возник он где-то между 16 и 18 веками в Запорожье. Разумеется, исполнялся он сугубо мужчинами, так как публичные женские выступления особо не приветствовались, да и виданное ли дело – бабе победный танец танцевать? Шутки шутками, а женская роль в обществе тогда была невысока, отсюда и исполнители чисто мужского пола.

Гопак нередко сравнивают с капоэйрой, если кто забыл, это смесь боевого искусства и танца родом из Бразилии. Кто-то видит и намеки на кун-фу, где также немало связок между боевыми приемами, а если последнюю часть и вовсе исключить, то останется как раз довольно приудливый танец.
Как вы уже поняли, многие танцы оказались в периоде застоя на рубеже 19 и 20 веков, оно и понятно, миру требовалось осознать, куда ему теперь двигаться.
Второе дыхание гопак получил ближе к середине прошлого века благодаря П.В. Вирскому, который создал популярный ансамбль народного танца Украинской ССР и руководил им с 1955 по 1975 годы. Именно Вирский поставил гопак в том виде, в котором мы и сейчас его видим во время выступлений национальных танцевальных групп.
Гопак – танец для активный, на протяжении всего действа танцоры должны быть активны, постоянно в движении, ни секунды отдыха. Чем больше трюков и желания продемонстрировать силу – тем лучше. Лирическая часть в танце подключаются, если в нем принимают участие и девушки, которые как бы подталкивают танцоров ко все более активной демонстрации силы и ловкости. Наиболее популярные элементы гопака – «паучок» и «разножка».
Отмечу, что только хорошо физически развитый человек мог полностью овладеть всеми элементам гопака. Казаков начинали с детства учить этому танцу, а потому, к моменту начала военной службы они являлись превосходно готовыми солдатами, знающими множество боевых приемов. Если гопак разложить на множество элементов, то именно боевые действия мы и получим.  По этой причине некоторые специалисты предпочитают называть гопак в первую очередь боевой системой. Я же стараюсь все-таки отделять танец гопак от боя, так как отдельное боевое искусство есть и носит соответствующее название «боевой гопак». А вот воедино все смешивать не стоит. В Запорожской сечи были отдельные школы, где боевой гопак преподавался как отдельный предмет, хотя такое название он получил лишь в конце 20-го века.

Костюмы для этого танца довольно традиционны – это красные шаровары, остроконечные сапоги, пояс-кушак  и сорочка с вышивкой. Отмечу, что это практически полное повторение костюма казачества тех времен. Соответственно, и женские костюмы для танца также являются историческими традиционными. (с) Танцуйте, будьте в ритме! Ваш Леонид Левин

2 комментария: