пятница, 13 января 2017 г.

К юбилею Начо Дуато


8 января исполнилось 60 лет со дня рождения Начо Дуато — человека, который изменил лицо современного испанского танца.

Он родился в Валенсии в вельможной, если позволите так выразиться в наш высокотехнологичный век, семье. Его отец был губернатором. Кроме Начо в семье росли еще 8 детей, из них 6 девочек — и все они занимались танцами. Начо тоже тянуло танцевать, но его отец не хотела об этом ничего даже слышать. Разве это возможно, сын губернатора Валенсии — какой-то танцовщик? Начо пришлось ждать до 16 лет, когда он, наконец, уйдя из дома, отправился в самостоятельное плавание по великому океану жизни.

Начинать заниматься танцами в 16 лет — безнадежное дело. Но у молодого парня из Валенсии был такой талант, что небу было наплевать на это. Начо стал танцевать в местечковых театрах, постепенно оттачивая свое мастерство. 18 лет он отправляется в Англию и поступает в престижную Школу Мари Рамбер, что в Лондоне, которая на тот момент считалась сильнейшей в Европе по современному танцу.

Вот тут-то Начо и ощутил, что, сколько бы таланта у тебя ни было, а без образования никуда. Особенно в танце. Через 2 года он уезжает в Брюссель в школу Мориса Бежара, где изучает классический балет. Но молодой Начо по прозвищу лягушка-путешественница не был бы собой, если бы задержался на одном месте слишком долго. В Брюсселе он знакомится с работами американских хореографов, чьи труппы выступают в театре La Monnaie, увлекается американским модерном и переезжает в Нью-Йорк. Здесь он учится в Школе Американского театра танца Элвина Эйли, и после этого, освоив все важнейшие течения современного и классического танца, во всеоружии возвращается в Европу.

Сразу после переезда в 1980 году он заключает первый профессиональный контракт со стокгольмским балетом "Кульберг". Его тут же, как бы сейчас сказали, берут на карандаш агенты, и уже через год он переезжает в Гаагу, где выступает в Нидерландском театре танца под руководством Иржи Килиана. Это знаковое событие в карьере Начо, потому что с этого момента начинается долгое и очень плодотворное сотрудничество двух талантливых хореографов.

Правда, в тот момент Начо ещё не знал, что он хореограф. Пока он только танцует, однако танцует очень много, принимая участие во всех без исключения проектах театра, и становится ведущим артистом труппы. Иржи Килиан, не только прекрасный хореограф, но и педагог, занимается с Начо особенно много. Он видит в нём талант постановщика танца, а не просто танцора, и всеми силами пытается вдохновить его на творческую работу. Сам Начо признается, что без Килиана и удивительной атмосферы его театра того Начо Дуато, которого мы знаем сегодня, просто не было бы.

Наконец, в 1983 году Начо создает свой первый танец "Огражденный сад" и решает поехать с ним на Международный хореографический конкурс в немецком Кельне. Где сразу получает главный приз! Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз прочитать, поэтому предлагаю вам посмотреть отрывок этого восхитительного танца.


В течение следующих семи лет, вплоть до 1990 года Начо Дуато пишет 12 балетов для Нидерландского театра танца, а с 1988 и сам ставит их, поскольку с этого момента он работает полноправным хореографом. В 1990 году он возвращается в Испании.

На родине начинается новый этап работы Начо, который с одной стороны возведет его в ранг небожителей хореографии, настоящих гениев этого искусства, а с другой обрушит на него целую лавину критики. У Начо был радикальный взгляд на современную испанскую школу танцев, которая в эпоху правления генерала Франко пришла в упадок. Хореограф говорил, что "в Испании нет танца, и он не появится до тех пор, пока мы, современники, не создадим его из квинтэссенция того, что мы есть здесь и сейчас — из наших проблем нашей и чувствительности".

Возглавив Национальный театр танца, Начо Дуато убрал из репертуара все классические постановки, и начал создавать репертуар с нуля, используя собственные наработки и приглашая к сотрудничеству известных хореографов, в том числе своего друга и соратника по гаагскому театру Иржи Килиана.

За 20 лет работы в театре Начо Дуато поставил множество спектаклей, многие из которых шли на известнейших мировых площадках. Одной из главных работ этого периода стал спектакль "Белая тьма", который хореограф поставил в память о своей погибшей сестре.


Начо успел поработать и в России. В 2011 году его объявили художественным руководителем Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Кроме 5 уже написанных хореографом балетов для нашей страны были созданы 5 оригинальных постановок. Сотрудничество с Михайловским театром продолжалось 4 года, и в 2014 Начо уехал работать в Берлинский государственный балет.

Сейчас Начо Дуато 60 лет, но ему едва ли можно дать больше 45. И совершенно точно, что, как у хореографа, у него впереди долгие годы работы. С Днем рождения, Начо, и успехов тебе!


Леонид Левин.

9 комментариев:

  1. Обожаю его постановки, мне посчастливилось побывать в Большом театре))) спасибо за статью Леонид Левин.

    ОтветитьУдалить
  2. и я присоединяюсь! с днем рождения!!!! оболденная статья, вы с таким энтузиазмом всегда пишите Леонид!!! люблю вас читать)

    ОтветитьУдалить
  3. Шикарно! я да же и не знала, что такие гении танца, великого искусства творят у нас в стране! Спасибо большое Леонид Левин, за то что не забываете нас просвещать!

    ОтветитьУдалить
  4. Начать в 16 лет! Да это нонсенс!

    ОтветитьУдалить
  5. Сейчас вроде и из Германии куда-то намылился

    ОтветитьУдалить
  6. Интересный рассказ. Почаще пишите о таких мастерах, Леонид Левин.

    ОтветитьУдалить
  7. Выдающийся танцор и хореограф!

    ОтветитьУдалить
  8. Посмотрела в youtube его номера, это просто что-то с чем-то!

    ОтветитьУдалить