суббота, 28 января 2017 г.

Как стать хорошим тренером танцев

У хорошего тренера есть кое-что общее с учеником — желание учиться. Он стремится узнать что-то новое, развить свои слабые стороны и довести до безупречности то, что находится просто на хорошем уровне. Но это в идеале. А в реальном мире тренер не всегда безупречен. Даже открыть танцевальную школу не так сложно, как стать хорошим тренером.

Хорошие и плохие тренеры

А кто вообще такой этот "хороший тренер"?

Это тот, кто хорошо умеет:
  • Танцевать. Он находится в прекрасной физической форме и способен сам показать любое движение, которому обучает. У него есть навыки хореографии и опыт в постановке танцевальных номеров.
  • Обучать. Он хороший педагог, он знает, как построить процесс обучения, у него есть отработанная методика, он умеет закрепить полученные учениками знания.
  • Вести за собой. Это человек, который может зажечь группу. Его интересно слушать, за ним интересно наблюдать, за ним хочется следовать. Он — лидер, он — харизматик.

Это тренерская база. Чтобы построить действительно успешную танцевальную школу, тренер должен сочетать в себе все три качества. Однако чаще всего — и особенно это касается небольших школ — у тренера есть только два из трех качеств, а иногда и вовсе одно.

Большинство тренеров — это вчерашние танцоры. Их карьера завершилась, и они решили открыть собственную школу. Как правило, это действительно хорошие танцоры, нередко с задатками лидера — особенно, если карьера сложилась хорошо, и человек успел почувствовать себя звездой. Но в такой ситуации часто отсутствие даже базовые знания в педагогике.

Есть другой тип бывших танцоров: это люди, которые скрупулёзно отрабатываются с учеником каждое движение, изучают новые методики, они сами хорошие танцоры, но при этом у них напрочь отсутствует харизма.

Как стать хорошим тренером

Если вы попали в одну из-за этих категорий, есть 5 шагов, которые позволят вам улучшить свои навыки. Когда-то я и сам прошел через это, а теперь помогаю своим коллегам. Итак, поехали.

  1. Читайте специализированную литературу об управлении группой. Есть несколько книг, где вы найдете много дельных советов. В первую очередь это "Искусство обучать" Джули Дирксан и "Не рычите на собаку" Карен Прайор. Также не лишним будет прочитать Дуга Лемова — "От знаний к навыкам". 
  2. Записывайте на видео свои уроки. Во-первых, вы сможете увидеть себя со стороны, оценить, как вы держите себя, как вы общаетесь с учениками. Это очень полезно, потому что вы можете заметить то, что не видите в обычной ситуации. Во-вторых, вы сможете провести разбор самих занятий, у вас могут появиться идеи, что можно улучшить, а от чего лучше отказаться. 
  3. Готовьтесь к занятиям. Этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Речь идет не о том, чтобы вы нашли в интернете какие-нибудь фишки, типа новых движений, и показали их ученикам, а о том, чтобы вы готовились как педагог. В первую очередь нужно составить план урока: в какой последовательности будут проходить занятия, когда вы будете закреплять ранее изученные движения, а когда будете давать новые. Кроме того, вы можете подготовить для своих учеников дополнительные материалы, которые они смогут изучать самостоятельно. Например, записать на видео, как вы выполняете новое движение с полным разбором, и дать задание ученикам выучить его на дому. Вообще, можно придумать всё, что угодно, главное подключить фантазию. 
  4. Общайтесь с другими тренерами. Это позволит вам обмениваться опытом и узнавать что-то новое. Идеальный вариант, если вы сможете найти для себя наставника — это может быть либо более опытный тренер, либо педагог, у которого вы сможете консультироваться, например, по вопросам общения с учениками, подачи материала. Кстати, чтобы лучше держаться перед аудиторией, крайне полезно будет сходить на курсы актерского мастерства. Это поможет вам раскрепоститься, быть увереннее и лучше держать группу. 
  5. Посещайте профессиональные тренинги и курсы. Как я уже говорил, тренер должен обладать лидерскими качествами и быть грамотным педагогом. Есть специализированные курсы, предназначенное как раз для тренеров танцевальных школ, где педагогику и навыки лидерства преподают в контексте именно нашей деятельности.
В последнем случае вам, конечно, придется немного потратиться. Но прежде, чем вы начнете считать свои убытки, подсчитайте потенциальную прибыль. Если вы вырастете как профессионал, это позволит вам набирать группу из большего числа человек. Кроме того, ученикам будет интересно с вами заниматься, они будут чувствовать, что вы приносите реальную пользу — в таком случае они не будут уходить из школы после первых двух занятий, а задержатся намного дольше.

Применяйте эти рекомендации, и вы обязательно вырастет в профессиональном смысле. 

Ваш Леонид Левин.

6 комментариев:

  1. Леонид Левин, спасибо! Очень полезный материал

    ОтветитьУдалить
  2. Практические рекомендации! круто Леонид Левин!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, нашел кое-что для тебя.

    ОтветитьУдалить
  4. Да в любом деле нужно совершенствоваться. Это как в реке. Если не гребешь вперед, тебя уносит назад.

    ОтветитьУдалить
  5. На самом деле это универсальные советы, подойдут для любого рода деятельности. Хотя не думала, что в танцевальном искусстве всё так сложно))

    ОтветитьУдалить
  6. Да хороший тренер - вообще дефицит в любой области. Тут одними статьями не поможешь, это должно быть призванием. Но вообще материал хороший, Леонид Левин - молодец.

    ОтветитьУдалить