воскресенье, 3 сентября 2017 г.

Вальс

О том, как с течением времени меняется искусство, можно говорить бесконечно. Правда, большинство таких разговоров протекает в негативном ключе — современное поколение вовсю обвиняется в деградации и неспособности создать что-то разумное, доброе и вечное. А то, что есть, изменено и изуродовано до неузнаваемости. Не будем подливать масло в огонь и продолжать вечную дискуссию о "тогда" и "сейчас". Лучше просто проследим, как менялся один из самых известных бальных танцев — вальс.

Казалось бы, да что там может измениться? Мужчина в строгом костюме протягивает руку даме в пышном платье и кружится с нею в такт музыке. Так было всегда, и именно так выглядит (на первый взгляд) современный вальс, который можно увидеть, к примеру, на танцевальных соревнованиях или каких-нибудь ретро-вечеринках. Тем не менее, изменения всё же есть. И были они всегда, с тех самых пор, когда вальс только появился.

Немного истории

А появился он в четырнадцатом веке в Германии. Прообразом вальса был народный танец, в котором было множество поворотов, плавных шагов. Прочие народные танцы, по сравнению с этим, были слишком динамичными — движения были резкими, быстрыми и отрывистыми. Позднее эта пляска распространилась в Австрии, Франции и других европейских странах. И, "обойдя" всю Европу, дошла до России.

В Австрии вальс обрёл ту форму, которую имеет сейчас. Надо сказать, что эта форма критиковалась во всех государствах, в том числе, у нас. Танец считался развратным, а те, кто осмеливался покружиться в вальсе, подвергались массовому осуждению. Как известно, партнёры в вальсе слишком тесно контактируют друг с другом: ладонь мужчины лежит на спине партнёрши, её рука — на его плече. Такой близкий телесный контакт долгое время считался недопустимым даже в том случае, если партнёры были знакомы друг с другом. А ведь на различных балах и светских вечерах джентельмены, как правило, приглашали на танец незнакомок... Это было и вовсе за гранью дозволенного. Российский император Павел I даже не поленился издать указ о запрете вальса. Вот как ратовал за нравственность!

Современным танцорам (да и не танцорам — тоже), должно быть, трудно представить такое отношение к вальсу. Сейчас это благородный танец. Существует, правда его "дискотечная" вариация, увидев которую, несколько веков назад, танцующих если не казнили бы, то уж точно опозорили. Речь о том самом "медляке", на который молодёжь приглашает друг друга в клубах, на школьных дискотеках и в летних лагерях. Там-то дистанция между партнёрами гораздо меньше, да и физический контакт более тесный — девушка, как правило, едва ли не висит на шее у партнёра, а тот, пользуясь случаем, захватнически держит её за талию (или ниже).

Но, несмотря на критику и запреты, популярность вальса росла. Возросло и число вальсовых мелодий — почувствовав веяние времени (или, как сейчас говорят, "поймав волну"), композиторы вдохновенно сочиняли новые вальсы. Кстати, размер вальса, к которому мы привыкли (3/4), установился не сразу. Изначально его размер был 2/4. А изменить количество тактов в танце пришлось из-за того, что музыка Ф. Ланнера и И. Штрауса, под которую в то время вальсировала вся Европа, попадала именно под размер 3/4.

Особенности вальса

Несмотря на то, что вальсовая музыка почти всегда очень медленная и плавная, в этом танце, всё же, есть динамичные элементы:

  1. Вращения
  2. Повороты
  3. Поддержки

Ведь задача вальса — показать весь спектр эмоций танцующих. А далеко не все эмоции можно выразить плавными, осторожными движениями.

Танцоры, исполняющие вальс, должны иметь безупречную осанку. В медленном танце движения  меняются медленно, и зритель, конечно же, может заметить, что танцор недостаточно ровно держит спину. Поэтому перед вальсом пары обычно усиленно тренируются, исправляют имеющиеся несовершенства, чтобы танцевальный номер получился красивым и чувственным.

В любом танце важна слаженность партнёров. В вальсе она важна особенно. Партнёры должны стать продолжением друг друга. Мужчина в вальсе ведёт женщину, она следует за ним, и если движения будут не синхронными и не слаженными, это будет уже не вальс, а что-то другое. Причём, совсем некрасивое. Призовое место с таким вальсом точно не занять.

Этот медленный танец за всё время своего существования стал массовым. Если три-четыре века назад вальс танцевали лишь знатные особы на балах, то теперь его танцуют не только на торжественных вечерах, но и в клубах, на свадьбах, на выпускных вечерах. Искусство должно быть массовым. Потому что прекрасное не может создаваться лишь для определённого, избранного круга людей. Вальс с полным основанием может считаться произведением искусства. Его танцуют профессионалы и любители, дети и взрослые, ценители искусства и те, кто далёк от него.

Танцуйте и получайте от этого удовольствие!
Ваш Леонид Левин

5 комментариев:

  1. танцевать вальс имеет смысл, только если у тебя есть билет в вену. стаканчик шнапса, кусочек штруделя, а потом и потанцевать можно гг

    ОтветитьУдалить
  2. Леонид Левин, традиции, конечно, нужно поддерживать, но таким танцам как вальс сейчас всё равно не тягаться с новыми веяниями. Молодежь выбирает что-то более энергичное, и по-моему это даже правильно! Классику надо уважать, но не зацикливаться на ней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ничего себе заявление! это же фундамент, без которого не может быть ничего нового, современного. это как пытаться заниматься математикой, не зная таблицу умножения!

      Удалить
  3. а я люблю вальс)) никогда не забуду, как танцевала на выпускном))) с будущим мужем, между прочим))

    ОтветитьУдалить
  4. На самом деле по истории танца можно изучать большую историю, как менялись отношения между людьми, социальные связи. Хорошая зарисовка, спасибо, Леонид Левин!

    ОтветитьУдалить