суббота, 21 октября 2017 г.

Кто такая Матильда Кшесинская


В свете выхода картины «Матильда» от режиссёра Алексея Учителя я получаю просто шквал вопросов и о фильме, и самой балерине. Чтобы расставить все точки над i, в этом посте мы поговорим о том, кто такая Матильда Кшесинская, о русском императорском балете и, конечно же, о любовных перипетиях, вошедших в историю.

Балет в царской России

Чтобы создать полную картину балета того времени, нужно окунуться в историю его создания в России. Своими истоками классический балет обязан Петру I, благодаря которому танцы стали частью нового русского церемониала. В эпоху правления Анны Иоанновны открылись первые танцевальные залы, где искусству менуэта обучались кадеты. Скучные и нудные танцы стали частью придворной жизни. Именно в эти времена известный французский хореограф  Жан Бастист Ланде, как раз работавший с кадетами, попросил открыть студию балета. Так балет стал новым придворным зрелищем. В эпоху Павла I из балета исключили всех мужчин, поэтому мужские партии танцевали исключительно женщины. Балетмейстером стал Шарль Луи Дидло, благодаря его работе российский балет достиг по истине европейского уровня. В конечном итоге Петербуржскому балету подражала вся Европа.



В эпоху правления Александра I балет становится модным искусством, а балерины – иконами стиля. Теперь болит не только неотъемлемая часть культурной жизни, но и редкая возможность насладиться открытой физической красотой.

Во все времена балерин почитали, их осыпали бриллиантами, посвящали стихи и поэмы, писали с них картины. Быть балериной в Императорском марииском театре – это была не просто удача. За ней стояли годы тренировок и изнурительной учебы. Училище находилось на Театральной улице и было суровым интернатом со своим уставом. Именно там и обучалось юная Матильда Кшесинская, но, в отличие от других детей, никогда  не жила в интернате при училище, каждый раз ее привозили и увозили с занятий. В то время это считалось роскошью и доступно было только детям из богатых семей.

Царский балет и балет сейчас – это словно два разных мира. Ведь балет в ту эпоху был не столько формой искусства, сколько средством выражения власти. Балет существовал на дотации и субсидии государства. Балерины были своего рода наложницами в гареме, а их бурные романы обсуждала вся общественность.

Матильда Кшесинская и Николай II

По приказу Александра II, на выпускном концерте Матильду познакомили с цесаревичем Николаем II. Это знакомство было выгодно и для юной танцовщицы, и для цесаревича, и даже для империи. Дело все в том, что Матильда по происхождению была полькой, и дабы успокоить польскую интеллигенцию, которая так хотела выхода Польши из состава Российской империи, было приято решение, что любовницей цесаревича должна стать именно полька. Для юного Николая это была возможность получить опыт любви, ну а Матильда получала покровительство царской семьи. Примечательно и само знакомство наследника и Мали, как ее звали близкие: ее завернули в ковер в концертном костюме и эффектно развернули перед цесаревичем. Эта связь всячески поощрялась со стороны царской семьи, даже был создан специальный фонд, из которого спонсировались подарки Матильде. Николай был ей увлечен, он не пропускал ни одного ее спектакля, а для интимных встреч был куплен особняк на английском проспекте.



Когда Николай решил жениться, Маля была предупреждена. Они катались по заснеженному Петербургу молча понимая, что это их последняя встреча, никакой ругани или истерик. Николай поручил заботу о ней своему двоюродному дяде Сергею Михайловичу, который стал ее интимным другом. Она так же была близка и старшей ветви дома Романовых, обожала компании и умела дружить. Благодаря своему обаянию, она сумела разбогатеть, получая информация об акциях и торгах. Матильда пользовалась своим положением. Через знакомых она всячески продвигала себя, забирала все главные роли, попутно пытаясь задвинуть на вторые роли великую Анну Павлову, которую она недолюбливала. Вот еще случай, который показывает, насколько Кшесинская была своенравной особой.

В балете, который был устроен в честь коронации Николая, в главных партиях стояла итальянка, так как выступление Матильды было бы весьма неуместным. Посчитав это обидой, она бросилась к своему покровителю, князю Владимиру Александровичу, и указом ее ввели в балет.

Балерина Матильда Кшесинская

Говоря о Матильде Кшесинской как о балерине, нельзя утверждать, что она добилась всего через постель – это не так. Она обладала просто потрясающей силой воли и работоспособностью. Известный факт: настоящими виртуозами фуэте в конце XIX века были итальянки. У них были самые лучшие партии в спектаклях, что ни как не устраивало Матильду.  Чтобы так же виртуозно владеть техникой ног, как итальянки, упорно занималась со знаменитым педагогом Энрико Чекетти. Это принесло результаты — скоро Матильда стала первой русской балерины, которая смогла исполнить 32 фуэте. Легендарный Мариус Петипа был настолько впечатлен Кшесинской, что нередко изменял главные партии в своих балетах, чтобы подстроить их специально под ее способности и технику.

В театре была очень строгая иерархия: кордебалет, первые танцовщицы, вторые танцовщицы, солистки и балерины. Но быть просто балериной не соответствовало ее статусу. Тогда Маля ввела понятия прима балерина. Поистине, Матильда стала королевой балета, брала только ведущие партии, при этом могла спокойно отдыхать в разгар сезона за границей.

Удивительно и то, насколько Кшесинская не отвечала современным нормам балета. Она была не слишком красива и широка в бедрах, рост всего 150 см, узкая талия, затянутая в корсет, и атипично крепкие ноги. Но при этом танцовщица обладала невероятным женскими шармом, ее обожал зритель, ее обожала царская семья. Она выходила на сцену и с первого мгновения приковывала к себе зал. Ей разрешали все, например, устроить бенефис после 10 лет работы в театре, хотя это разрешалось устраивать артистам только перед уходом со сцены, то есть после 25-летия карьеры.

Мир Матильды рухнул в 1917 году. После революции она потеряла все свои деньги, статус, положение. Вместе с сыном эмигрировала во Францию, где и провела всю оставшуюся жизнь, обучая балетному делу.

Что же касается фильма, я считаю, не стоит воспринимать художественную экранизацию за чистую монету.

Ваш Леонид Левин.

4 комментария:

  1. Очень интересно, Леонид Левин! Как раз хотелось узнать, из-за чего весь этот сыр-бор...

    ОтветитьУдалить
  2. да, фигура у неё была, конечно, бомба)) были ж времена

    ОтветитьУдалить
  3. Бомбическая статья на злободневную тему!:) Браво, Леонид Левин!

    ОтветитьУдалить