вторник, 21 ноября 2017 г.

Популярные танцы XX века. Часть 1


Необязательно обладать хореографическим образованием или увлекаться танцами, чтобы отличить танец, который можно исполнить на  дискотеке от того, что предназначен для исполнения на балу или на сцене. Вряд ли на балу, где дамы в пышных платьях и корсетах, а мужчины во фраках и тяжёлых париках, будет уместен развесёлый твист. Увидеть элементы классического балета на открытой танцплощадке тоже едва ли возможно. У каждого танца своя специфика — он рассчитан на определённую аудиторию и определённое место.



Минувший XX век был чрезвычайно богат на новые культурные явления и события. Именно в двадцатом веке "родились" те произведения искусства, которые мы по сей день считаем классикой: любимые фильмы, потрясающие музыкальные композиции, и, да — танцы, которые актуальны до сих пор. Они тоже считаются классикой. А классика — вечна.

Вашему вниманию — несколько классических танцев, популярных в разные периоды прошлого века:

Матчиш

Этот бразильский парный танец стал набирать популярность в самом начале века. Есть две версии происхождения такого диковинного названия. Одна романтичная, вторая — не очень. Романтичная — благодаря названию города в Мозамбике — Машише. А та, что не очень, гласит, что семена некоего плода, называемого антильским огурцом, очень уж напоминали танцоров, столпившихся в одном помещении, тесном для них. Из-за этого слово "машише" (сначала танец называли именно так, название "матчиш" появилось позднее) стало ассоциироваться с теснотой, бедностью, отсутствием достоинства. Нетрудно предположить, какая репутация была у этого танца.



Музыка для матчиш имела выраженную национальную окраску, в ней слышались бразильско-испанские мотивы, поэтому танец имел ещё одно название — "бразильское танго". Его движения своей плавностью и грациозностью, действительно, напоминают танго и так же, как и танго, имеют яркий эротический подтекст. Матчиш, пожалуй, можно назвать кабацким вариантом танго. Его называли излишне сладострастным лишь потому, что танцор обнимал партнёршу со спиты, буквально вжимаясь в неё телом. Видели бы жители той эпохи, какие танцы танцуют сейчас в гламурных столичных клубах — матчиш показался бы им детским лепетом. Правда, в 1905 году его немного "отфильтровали", убрав излишнюю откровенность и впервые представили в одном из танцевальных салонов Европы.

Популярность матчиш отразилась даже в литературе. Вспомните "Золотого телёнка" Ильфа и Петрова:
"Балаганов надавил грушу, и из медного рожка вырвались старомодные, веселые, внезапно обрывающиеся звуки:
Матчиш прелестный танец. Та-ра-та... Матчиш прелестный танец. Та-ра-та...".

Танец был придуман исключительно для развлечения и исполнялся в различного рода питейных заведениях. А на его мелодию было исполнено множество сатирических куплетов, иногда — нецензурных.

Модерн

А этот вид танца предназначен уже для сцены. Его основоположницей считают Айседору Дункан, хотя, технически модерн не близок к классическому балету. Но движения модерна столь же летящие и свободные, а музыка, сопровождающая эти движения, столь же мягкая и мелодичная, но с иногда разрывающими эту мелодичность резкими нотами. Как правило, модерн исполняется босиком. Мужчины могли танцевать его с голым торсом, а  женщины, в платье, повторяющем все изгибы тела.



В целом, модерн — это такой "небалетный балет" — от балета была только пластика движений. А всё остальное — внешний облик танцоров, музыка — было, хоть и похожим, но, всё же, другим. Модерн мог быть не только парным, но и групповым танцем. Когда он исполняется группой, каждому из танцующих разрешено "изобрести" свой, индивидуальный набор движений, которые кажутся им наиболее гармоничными и отражающими их эмоции.

Сначала, как водится, модерн восприняли неодобрительно, сочли такой стиль танца излишней вольностью. Лояльное отношение к модерну начало распространяться в обществе также благодаря Айседоре. Она даже открыла школу, в которой учила модерну юных танцоров. Но учреждение быстро "свернули" — приверженцам строгого классического балета не понравилось хореографическое новшество (а ещё они были возмущены смелостью Дункан — как она могла преподавать такую пошлость!).

Вообще чужая смелость восхищает многих людей. Особенно трусливых и боящихся всего нового. Из этого текста можно увидеть, насколько трусливым было тогдашнее общество — оно боялось как "ресторанных" танцев, так и сценических. И про те, и про другие я продолжу рассказывать вам в следующих постах, так что, следите за обновлениями.

Танец нельзя считать только развлечением или только произведением искусства. Танец совмещает в себе обе эти стороны. Собственно, и любой другой вид искусства должен совмещать это в себе, должен уметь и развлечь, и заставить остановиться, задуматься. Согласны?

Ваш Леонид Левин.

1 комментарий:

  1. Да, сегодня танец в стиле Айседоры Дункан выглядит очень комично. Мистер Бин должен выглядывать из-за кулис.

    ОтветитьУдалить